Официально

Статистика

Яндекс.Метрика

 

Гости

Сейчас 23 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

 

История школы

Народное Образование 1794 — 1917 года на Кубани и станице Брюховецкой.

Черноморцы, занимая Кубанский край, несли с собой зачатки просвещения, они ценили обучение детей. Вместе с устройством селений и постройкой жилищ, они открывали школы.

Первая официальная школа была открыта в 1804 году в Екатеренадаре. В июле 1805 года Ф. Барсук обратился к жителям Черноморья «изъявившим желание содействовать развитию образования». На призыв атамана отозвалось 117 лиц давших 4376 рублей. В 1812 году открыты училища в Тамани, в Брюховецкой и Щербиновской.

Самым деятельным поборником просвещения в Черномории был войсковой Протоиерей Кирилл Россинский. В 1818 году он побудил войсковую администрацию увеличить число школ. К школам прикрепить селения: к Таманской школе — 5 селений, Темрюкской школе — 2 селения, к Гривинской школе — 6 селений, к Роговской школе — 4 селения, к Брюховецкой школе — 7 селений, к Щербиновской школе — 3 селения.

К концу 20-х годов в Черномории числилось одиннадцать училищ, кроме училищ, грамоте обучали духовенство, местные грамотеи и писари. К 1917 году в станице Брюховецкой было 5 школ, ремесленное училище и гимназия. Школа имени Фрунзе (№36) построена в 1885 году, здание кирпичное, обучение в ней было 3-х, а затем 4-х классное. Разобрана школа в 1967 году.

Церковно-приходская школа была деревянная, построена в 1885 году. С 1924 года в здании школы расположилась типография. Типография это здание разобрано в 1964 году, и построила для себя новое кирпичное здание. Школа имени Луначарского №2, кирпичная, построена в 1896 году. Это здание разобрано и построено новое двухэтажное здание с просторными классными комнатами в 1980 — 1990 годах.

Школа имени Некрасова построена в 1890 году на деньги купца Игнатова. Теперь в этом здании располагается детская больница.

 

Основание нашей школы.

Школа имени Пушкина (№3) построена в 1914 году на государственные средства по требованию граждан южной части станицы. Здание кирпичное. Сейчас в этом здании располагается ПУ 80.

Рубан Виталий Иванович, 1909 года рождения (Сын Рубан И.А.). Он вспоминает, что с 1914 года и по 1921 год их семья жила при Южной школе. Квартира их находилась с южной стороны школы, а выход был на север. В квартире Михтина А.И. выход был на юг. Сторож жил при школе, и его квартира с северной стороны. Школа постоянно находилась под наблюдением учителей школы и сторожа.

Виталий Иванович пошел учиться в первый класс в 1916 году. В Южной школе он учился три года. В 1919 году он пошел учиться в начальную школу.

В школе учили читать, писать, считать, петь и изучали молитвы. Отец Пантелей рассказывал из Евангелии (его рассказы дети называли божественными сказками). В школе за непослушание и плохую учебу детей сурово наказывали: на переменах ставили на колени перед иконой с молитвой в руках, брали за ухо, в классе ставили в угол, а то и выгоняли из класса. Кушали дети только на большой перемене, все садились на длинные дубовые лавки, развязывали свои мешочки с едой и обедали. Кушанье было однообразное — хлеб или коржи, испеченные на сурепном масле, сало и в бутылочках молоко. На переменах мальчики играли в мяч (мячи были из шерсти животных скатаны) и в цурку, а девочки играли в «Ручейки» и камушки. Школьной формы не было, одежда была пестрая и сшита на вырост.

Школу топили соломой. Солому привозили родители по разнарядке и складывали в скирды во дворе школы. Отец Виталия Ивановича, Рубан Иван Яковлевич, служил в Красной армии. После возвращения из армии его перевели работать в вышеначальную школу. В ноябре 1931 года он был убит выстрелом из пистолета в затылок. Причину и убийцу не установили.

Из Южной школы хорошие ученики из семей зажиточных шли учиться в вышеначальную школу. Виталий Иванович окончил вышеначальную школу, реальное училище и институт. Он работал главным зоотехником при Брюховецком райисполкоме, откуда и ушел на заслуженный отдых. Еще Виталий Иванович вспоминает, что перед школой с восточной стороны был маленький курган, который использовался для сбора казаков. Казаки с лошадьми и обмундированием собирались к кургану, приходили их семьи — родители, жены, дети. Казаки прощались с родными и отправлялись на турецкий фронт. Вместе с Виталием Ивановичем в Южной школе учились: Зеленский Василий, Бардиж Михаил, Далеко Иван, Сафонов Григорий, Сафонов Яков, Вишницкий Федор.

Рассказ ученицы 1914 года Яковенко (Федоренко) Анастасии Кузьминичны.

Яковенко (Федоренко) Анастасия Кузьминична хорошо помнит, как строилась Южная школа. На Большой площади, против дома ее родителей, были выкопаны глубокие канавы под фундамент будущей школы. Стройка была любимым местом для игр детей. Там собиралось много детей разных возрастов, и играли в «Жмурки», «Стукалочки», а прятались в ямах.

В 1914 году 1 сентября Федоренко Настенька пошла учиться в первый класс вышеначальной школы. Первой ее учительницей была Евгения Петровна Рубан. А примерно в ноябре 1914 года было открытие Южной школы. Евгения Петровна Рубан построила свой первый класс, Рубан Иван Яковлевич — 2-й класс, Михтин Александр Иванович — 3-й класс. Детям вручили классное имущество: книги, тетради, чернильницы, мел, иконки, лампады. И все пошли в новую школу, которую назвали Южной. У школы стояли родители, святой отец Пантелей Скобелкин с лампадой и представители власти станицы Брюховецкой. Святой отец Пантелей благословил учителей, детей, посвятил школу и завел учащихся в зал школы.

В углу перед иконой он повесил лампаду, все пропели молитву и разошлись по классам. В каждой классной комнате дети повесили в угол свою икону, и еще раз пропели молитву и сели за парты. Там началась учеба в Южной школе. Анастасия Кузьминична вспоминает, что каждое утро занятия в школе начинались с молитвы перед иконой с горящей лампадой.

После двух уроков была большая перемена. На этой перемене все учащиеся обедали, продукты дети приносили из дому в холщевых мешочках, мешочки хранились в раздевалке. После обеда все заходили в класс и стоя читали молитву: «Благодарим Христе боже наш, как ты нас насытил, всех нас земных твоих благ. Не Леши нас небесного твоего царства, да не будет конца». После молитвы продолжались остальные уроки.

В 1918 году молитвы в школе были отменены. Анастасия Кузьминична училась хорошо, но в семье было восемь детей, а поэтому в 1916 году ее оторвали от школы и послали работать в степь. Она помнит много стихотворений, которые учила в 1, 2 классах. Она очень хорошо читает стихотворения А.С. Пушкина, Некрасова, басни Крылова. С Анастасией Кузьминичной учились: Каталиченко Иван, Федоренко Даша (сестра), Винницкий Федор, Сафонов Василий и другие.

Яковенко Иван Стефанович.

В Южной школе учился с 1917 по 1919 годы. Он окончил два класса. Его учителем был Михтин Александр Иванович. Иван Стефанович помнит, как озеленяли пришкольный участок. Михтин А.И. и Рубан И.Я. сами копали ямки для посадки фруктовых и декоративных деревьев. Учащиеся 2-го и 3-го классов помогали закапывать деревья и поливать. Были высажены дубы и ели. Были очень хорошие цветы на клумбах. Без разрешения учителей дети не ходили в школьный сад. Михтин А.И. работал с 1914 по 1923 год и после болезни уехал из Брюховецкой примерно в 1923 году в город Ростов.

Вишницкий Федор Андреевич.

Родился в 1907 году. Учился в школе с 1915 по 1920 годы. Тогда школа называлась Южной, а впоследствии школа была названа школой имени А.С. Пушкина (1918г.)

Заведующим школы был Рубан Иван Яковлевич. Потом учила Евгения Петровна Рубан, жена Заведующего. Учиться приходилось только зимой, а весной и осенью с родителями работал в поле, поэтому в один и тот же класс приходилось поступать два раза. Одноклассниками Федора Андреевича были: Жилинский В.Н., Ермак Т.Б., Ермак Г.П., Федоренко А.К., Федоренко Д.К. и другие.

 

Воспоминания старейшего работника нашей школы Лихолет Раисы Григорьевны.

Я хорошо помню, что до 1935 года школа имени Пушкина оставалась начальной школой. С I сентября 1935 года в школе открыли пятые классы, и школа стала именоваться неполной семилетней школой. Директором был назначен преподаватель математики Цыба Григорий Васильевич. Завучем работала Прасковья Алексеевна, она преподавала биологию и химию. В 1937 году Цыба был взят органами милиции прямо с урока как враг народа, но после был реабилитирован. В 1937 году директором назначается Струков Иван Михайлович, преподаватель истории. Немецкий язык преподавала Цыба В.П., русский язык и литературу — Чурсин Василий Филиппович. Василий Филиппович за преподавательскую работу был удостоен высокой награды, он был награжден Орденом Ленина. В 1938 году был первый выпуск семиклассников. Экзамены по биологии проходили в саду, на горке. Это было торжественно и очень, очень красиво. Первые выпускники семилетней школы имени Пушкина давно на пенсии, но некоторые из них продолжают трудиться и выполнять общественные поручения. Первый выпуск семиклассников состоялся в июне 1938 года. Первыми выпускниками школы были: Пирогова Саша (бывший секретарь райисполкома), Чуб Нина (инженер химической промышленности), Лихолет Николай (зоотехник), Парикожа Михаил (преподаватель математики), Заруба Раиса (учительница СОШ №3), Заруба Гавриил (член совхоза «Брюховецкий»), Вишницкий Григорий (шофер), Масливец Василий (механизатор совхоза «Брюховецкий»). Всего было выпущено из 7-х классов 63 человека.

До Великой Отечественной войны старшими вожатыми работали Шацкий В., затем Бурдун Таисия. Во время временной оккупации станицы в школе хозяйничали немцы. Они в школу сгоняли русских пленных, подростков и стариков станицы Брюховецкой для отправки в Германию. Затем в школе располагался временный немецкий госпиталь. Все школьное имущество: картины, книги, столы, парты немцы сожгли, отапливая госпиталь. Когда немцев выбили из станицы, то в школе жители обнаружили несколько парт и трюмо. Райком партии и райисполком посылали представителя школ района в город Тбилиси и город Баку за приобретением учебников и ученических принадлежностей.

По документам райисполкома от10.12.1943 года немецкими захватчиками школе причинен ущерб на сумму 79350 рублей. Первый 1943-44 учебный год после оккупации директором школы работал Деревянко А.Ф., завучем была Дейман А.С. С I июля 1944 года школу принимает, преподаватель химии Кузенко Прасковья Алексеевна и работала она директором и преподавала химию до I сентября 1959 года. Кто работал под руководством Прасковьи Алексеевны и те, кто учился у неё, тот на всю жизнь запомнил её. Она щедро дарила детям и учителям свою любовь и материнскую заботу. С учениками она была предельно честной и этого требовала от учительского коллектива. На педсоветах она говорила учителям, что дети замечают в учителе все, не прощают фальши и измены. Она считала, что от хорошего душевного состояния ученика во многом зависит успех в учебе, а успех в учебе благотворно влияет на формирование личности учащегося. Её любовь к детям и учителю умело сочеталась с требовательностью. Она же была предельно требовательна и к себе, была всегда в курсе педагогических новинок, предлагала учителям для успешного претворения в педагогической работе. Под её руководством силами учителей и старшеклассников к школе были пристроены мастерская и спортивный зал. Это были для школы, как и для всего нашего народа, трудные послевоенные годы. В любом деле Прасковья Алексеевна умела быть строгой, но не злой. Труд Кузенко Н.А. отмечен медалями, почетными грамотами. Кузенко Н.А. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1944 года награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 годов», 21 мая 1949 года награждена орденом «Знак почета», в сентябре 1951 года ей вручили орден «Трудового Красного Знамени», 2 апреля 1970 года она награждается юбилейной медалью «За доблестный труд». В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, а 25 апреля 1975 года она получает юбилейную медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Прасковья Алексеевна шесть раз была избрана депутатом Брюховецкого сельского Совета.

Школа №3 имени Пушкина, работая под руководством Кузенко П.А., отличалась школой передового опыта. В 1959 году Прасковья Алексеевна ушла на заслуженный отдых, а в 1996 году ушла из жизни.

Завучами в школе работали, сменяя друг друга, Дейман А.С., Белашова М.П., Разгон Л.В., Деренский Д.П., Казыдуб А.И. В те годы учителями начальных классов работали: Сафонова Анна Константиновна, Барашова А.П., Фесенко Н.Я., Рзаумовская Л.Е., Панкова Г.Л., Мануилова М.С., Лихолет Р.Г., Ситникова Л.С. Сокол В.К., Пыль А.А., Шапарь А.М., Похил Е.Д.

Предметниками работали: Барилов Л.К. (рисование), Вишницкая А.Ф. (немецкий язык), Кривцова А.Т. (биолог), Твердомед К.Ф. (математик), Медведева Т.И. (физик), Задыхина А.И. (русский язык, литература), Карманова Е.И. (историк), Елецкий Д.М. (физкультура), Бондаренко Т.С. (математик) и другие.

В школе сменилось много старших пионервожатых: Найденова А.П., Лихолет Р.Г., Федянина Р.Г., Мороз З.Г., Масливец Г.И., Шкодко Л.Г., и другие. До 1949 года я работала в средней школе №1 в качестве старшей пионервожатой, а затем Райком комсомола посылает меня в семилетнюю школу имени Пушкина для поднятия пионерской и комсомольской работы. Вожатой я работала до 1954 года. С I сентября 1954 года я перешла на учительскую работу в данной школе. С переходом на учительскую работу я не встретила особых трудностей. Хорошо знала учительский и ученический коллективы, а главное, работая вожатой, я посетила много уроков у лучших учителей школы. Здесь я встретила свою первую учительницу Сафонову Анну Константиновну. Она для меня была образец во всем. Мне очень нравились ее уроки. Ее любили не только дети, но и взрослые, даже старики, которые когда-то по ликбезу учились у нее писать, читать, считать. Анна Константиновна очень любила детей и к ним относилась требовательно. Провинился — сознайся честно, не сваливай вину на других. Не выучил урок или не понял — скажи прямо. За четыре школьных года ее ученики получали не только крепкие знания по предметам, но они постигали премудрости человеческого общения, учились любить природу и животных, быть добрыми друг к другу. В ней было все, без чего учитель как личность и дисциплина труда, умение отвечать за свои слова и порученные дела, увлеченность и скромность. Я на всю жизнь запомнила свою первую учительницу Сафонову Анну Константиновну. Мы часто с ней встречаемся и переписываемся. Живет она у сына в Ростове. В феврале 1983 года ей исполнилось 80 лет.

В 1959 году директором школы назначается Деренский Дмитрий Платонович, первым завучем Казыдуб Алексей Иосифович, вторым завучем — Семенов Михаил Яковлевич. Некоторые учителя ушли на пенсию, другие уехали, и коллектив школы пополнился новыми педагогами: Миненко Зоя Сергеевна, Светличная Надежда Наумовна, Кононова Любовь Александровна, Гончаренко Евгения Владимировна, Кикинева Александра Яковлевна, Заболотняя Надежда Яковлевна, Бабич Валентина Степановна, Бабич Людмила Степановна, Сергеева Любовь Андреевна, Казыдуб Алексей Иосифович, Арямкина Валентина Николаевна, Комарь Алексей Акимович, Комарь Анна Ивановна, Зимовец Валентина Евгеневна. Хочется сказать несколько слов о Дренском Д.П. и Казыдубе А.И. как о руководителях школы и предметниках. Работали они слаженно, были тактичными, чуткими к настроению учителя и учащихся, а эти качества для руководителей школы обязательны. Они еще больше сплотили коллектив. Вместе с учительским коллективом создали «Третьяковку» и поручили руководить ею Кравцовой А.Т., два хоровых кружка, которым руководил Барилов Л.К. и я, оркестр народных инструментов — руководил сам Деренский Д.П., пополнили библиотеку. Бывая на уроках учителей, они не считали педагогам нравоучений, а беседовали и давали деловые дружеские советы. После них хотелось творить, искать что-нибудь новое, интересное. Старательность всегда была замечена и отмечалась на педсоветах, профсоюзных собраниях и приказами директора. А в добром слове учитель нуждается ничуть не меньше ученика. Учительский коллектив увидел, что нашего немолодого директора Кузенко П.А. сменил молодой учитель, хороший предметник. И, как оказалось, уроки прекрасного руководителя для него на прошли бесследно. Школа перешла в надежные руки. Дмитрий Платонович не боялся браться за большое дело. У него было острое чувство нового. Каких только интересных дел мы не затевали тога, и коллектив часто отмечали за творческую работу в районе. В школе были свои традиции. Очень интересной была традиция «За честь школы». Подготовка к этому празднику захватывала всех: и учителей, и учеников, и родителей. За всем этим стояла огромная работа. Школа накапливала традиции, создавала тот духовный настрой, которым был силен наш учительский коллектив. Дирекция о своих задумках всегда советовалась с местным комитетом и учительским активом. Не помню случая, чтобы Дмитрий Платонович и Алексей Иосифович пропустили занятия, кокой бы уважительной ни была причина. Такой пример руководителей дисциплинировал весь коллектив. Дмитрий Платонович отлично знал свой предмет, и к тому же у него красивый выразительный голос. На его уроках была полнейшая тишина, и дети любили его предмет. Он, как руководитель и предметник, много посетил уроков русского языка в моих классах и давал мне дельные советы, что необходимо дополнить к программе русского языка в 4-м классе, чтобы подготовить учащихся в восприятию материала в 5-м классе. Поэтому моим ученикам было легче учиться в старших классах.