Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Яндекс.Метрика

 

Гости

Сейчас на сайте 328 гостей и нет пользователей

Технологические приемы для моделирования мотивации и целеполагания учебного занятия.

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МАОУСОШ №3 ст. Брюховецкой Андреевой Любови Викторовны).

     

Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда.                                                                                                                                               М Твен.

    -   Осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на уроке определяется  его целью. Цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся.

        Перед учителем ставится проблема обучения школьников приемам постановки цели, выбору стратегии ее достижения. С точки зрения психологии, цель – субъективный образ конечного результата.

     Триединство целей и задач (образовательные, развивающие, воспитательные) создает условие для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей.

Цели должны быть диагностируемые.

Цели не должны иметь расплывчатые формулировки.

    Существуют различные приемы целеполагания. Однако все они строятся на диалоге, важно грамотно сформулировать вопросы для актуализации знания:

  -    что вы знаете по теме урока?

  -     что хотели бы узнать?

  -   какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Далее самостоятельная формулировка цели. Дети не обобщают цели, а ставят их лично для себя.

     Цели не «рождаются» по звонку на урок – процесс целеполагания трудоемкий и времяемкий. Ребенок должен захотеть ставить цель и двигаться к ее решению.

    Главное в уроке – видеть и знать его основные законы.                                                                                     Зная основные законы урока, можно обрастать новыми приемами и методами. Они как зерна прекрасного, приживаются в этой почве и дают замечательные плоды.

    Остановимся на некоторых приемах:

  1. Прием «Ассоциативный ряд» (данный прием я использовала в своем мастер-классе для коллег, выступая на одном из семинаров).

Предлагается  участникам семинара обратить внимание на ключевое слово в названии.

Это слово «Мастер-класс»

-Подберите ассоциативный ряд слов, которые у вас появились.

-Какие это слова?

Предполагаемые ответы:

     «Прием педагогической техники, элемент новизны, обогащение методической копилки, обмен опытом, активная роль всех участников, раскрытие творческого потенциала…»

- Что вас интересует больше всего?

- О чем хотели бы узнать как можно больше?

-Чем интересна  такая форма профессионального общения как  мастер-класс?

Формулировка цели (самостоятельно участниками).

ЦЕЛИ:1 Знакомство с опытом работы, представленным на семинаре.

           2. Обогащение собственной методической копилки.

           3. Раскрытие собственного творческого потенциала.

   Стоит заметить, что прием «ассоциативный ряд» направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность, мотивированное (эмоциональное, образное представление), осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на уроке.

      Таким образом, используя прием «ассоциативный ряд», необходимо к теме или конкретному понятию урока  выписать в столбик слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд и сформулировать определение темы.

 

Среди многих приемов, используемых мною, особенно универсален прием  «Удивляй!»

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивление! Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным…

Вот один из примеров использования данного приема на уроке русского языка  в 9 классе, по теме «Написание сочинения - рассуждения на лингвистическую тему». Учащимся в начале урока предлагается несколько фактов.

 Факты из истории.

1. Написав сочинение за свою дочь, М.Е. Салтыков –Щедрин получил «2».

2.Михаил Зощенко получил «2» за выпускное сочинение.

3. В. Катаев, написав сочинение за племянницу на тему:  «Что хотел сказать Катаев в повести «Белеет парус одинокий», получил три!

4. За сочинения, которые Д. Донцова писала для своей дочери, она обычно получала «2», «3».

-Как вы думаете, эти известные писатели разных эпох смогли бы создать современное сочинение на лингвистическую тему и набрать 9 баллов?

-А вы?

-Что для этого нужно?

Ставим цели:

1.Знакомство с критериями оценивания данной работы.

2.Развитие умения создавать тексты в соответствии с заданной темой.

3.Овладение теоретическими знаниями по предмету.

       Среди многих технологических приемов для моделирования учебного процесса   я часто на своих уроках  использую прием «Удивляй!», который формирует умение анализировать, выделять и формулировать противоречия, привлекает интерес к теме урока.

     Среди  приемов целеполагания  хочется отметить «Подводящий диалог», когда на этапе актуализации учебного материала учителем ведется беседа с учащимися, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. Данный прием часто использую на уроках литературы в среднем звене

(6-7 классы). Когда умение анализировать художественные произведения развито еще не достаточно.

    Работая со старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ и ГИА, для целеполагания часто использую такой прием,  как «Лови ошибку!»

 Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей и терминов, а ребенку осознать важность внимания.

    

      И в заключении, говоря о приемах привлечения ученика к сотрудничеству,  хочется вспомнить  мудрые мысли Андрея Викторовича Хуторского, доктора педагогических наук, одного из самых цитируемых сейчас педагогов: «Необходимо дать ребенку самому «добыть» знания по теме урока, и пусть у каждого будет свой темп движения, пусть это будет озарением для ребенка!

    А для этого педагог должен быть, по меньшей мере, гением...!»